«Киевлайн» или Beestar: что принесет слияние?

30 октябрь, 2010 - 12:55Роман Хархалис

Слияние компаний «Киевстар» и «УРС», работающей под брендом Beeline, вступило в заключительную фазу. Претензии Антимонопольного комитета Украины сняты, начинается процесс организационного объединения операторов. В связи с этим возникает масса вопросов: как будет выглядеть новая структура, под какой маркой выступать на рынке, кем управляться? 21 октября мы узнали все подробности.

История началась чуть больше года назад, в первых числах октября 2009 г., когда телекоммуникационные холдинги Telenor Group и Altimo достигли соглашения об обмене принадлежащими им активами, в результате чего был создан новый международный оператор связи – VimpelCom, во владении которого оказались сразу две конкурирующие украинские компании – «Киевстар» и «Украинские радиосистемы». Стало очевидно, что единственным рациональным решением в такой ситуации будет их объединение, поскольку функционирование двух дублирующих друг друга структур означало явно нерациональное расходование средств.

Встречайте монополиста?

В то время «Киевстар» был ведущим отечественным оператором мобильной связи (каковым и остается до сих пор – на конец августа, по данным iKS Consulting, он обслуживал 22,4 млн абонентов), начинающим развивать собственную фиксированную сеть по технологии FTTB. «УРС» же так и не смогла добиться заметного влияния на массовом сотовом рынке, но зато обладала качественной сетью фиксированной связи, унаследованной от поглощенной ранее российским «Вымпелкомом» Golden Telecom. В общем, обе компании подходят друг другу как детали одного конструктора, и их слияние однозначно ведет к появлению «супероператора», имеющего сильные позиции как в мобильном, так и в фиксированном сегменте.

По законодательству сделка требует разрешения Антимонопольного комитета Украины, изначально таковое было дано, но 22 апреля 2010 г. приостановлено с учетом дополнительной информации, представленной компанией «Астелит». Отметим, что в сегменте мобильной связи слияние практически не сказывается на рыночном положении «Киевстара» ни по количеству абонентов (у него их 22,4 млн, у «УРС» – 2 млн), ни по доходам (доля этого оператора на конец I квартала 2010 г. составляла 48,2%, Beeline – 3,4%). Претензия «Астелита» заключалась в том, что при объединении «Киевстару» достаются находящиеся в распоряжении «УРС» частоты для связи GSM, в результате чего объединенная структура будет контролировать свыше 60% этого ресурса в Украине.

19 октября АМКУ снял свои претензии и разрешил объединение операторов. Как и предполагалось, это стало следствием готовности «Киевстара» уступить часть частотного диапазона, который окажется под его контролем. Президент компании Игорь Литовченко признал, что такой ресурс будет для нее избыточным. Речь идет не о безвозмездной передаче или освобождении полос, а скорее об их продаже, хотя конкретные детали и участников этих сделок нам еще предстоит узнать.

Слияние «Киевстара» и «УРС» носит в значительной мере формальный характер, ведь фактически оба оператора давно уже являются частью одного холдинга – VimpelCom – и входят в состав одной организационной структуры – так называемой бизнес-единицы «Украина», возглавляемой Игорем Литовченко. Это подразделение приносит в квартал около 3 млрд грн выручки – порядка 20% дохода материнской структуры. На текущий момент оно обслуживает 24,5 млн абонентов.

Остается только один

Суть слияния по большому счету в ликвидации дублирующих элементов инфраструктуры. Собственно, почти все вопросы и интриги, связанные с процессом, заключались в том, какие из существующих активов – брендов, технических систем, салонов и абонентских центров, команд, менеджеров – будут оставлены в единой компании.

Начнем с брендов. Все остальные бизнес-единицы VimpelCom («Россия», «СНГ», «Международные рынки») работают под маркой Beeline. Украина станет исключением. Здесь сервисы как мобильной, так и фиксированной связи будут предоставляться под ТМ «Киевстар», а Beeline выводится из оборота. Основания для этого просты и очевидны: «Киевстар» является самым дорогим брендом Украины, его восприятие потребителями намного лучше, чем Beeline. В портфеле VimpelCom в Украине остаются также djuice и «Киевстар-Бизнес», которые будут и дальше представлены в своих сегментах. Для Beeline же отводится узкая ниша роуминговых и предоплаченных услуг, ориентированных на постоянных и временных абонентов, приезжающих из России – к примеру, отдыхающие в Крыму смогут получать сервис под знакомой маркой. Эта стратегия противоречит традиционной практике слияний, при которой глобальный бренд заменяет локальные. Однако в подобных случаях он обычно дороже и известнее даже на местном рынке. Сейчас же ситуация обратная, что и повлияло на решение. Директор по маркетингу объединенной компании Тарас Пархоменко отрицает существование долгосрочной стратегии «консервации» бренда Beeline для замены им марки «Киевстар» в будущем.

Абоненты Beeline получают доступ к сети «Киевстара» по схеме национального роуминга при сохранении их текущих тарифных условий. Для них это выгодная сделка, поскольку условия у малого оператора были намного привлекательнее, чем у «Киевстара», при этом качество сервиса для них должно заметно улучшиться, а покрытие – расшириться. Также остаются в силе все акции и специальные предложения, которыми пользуются абоненты Beeline. Разумеется, новые подключения к этой сети будут постепенно сворачиваться, правда, процесс растянется во времени до конца 2011 г. С января 2011 г. также заработает единый call-центр по номеру 466.

Сделка должна укрепить положение «Киевстара» на рынке фиксированной связи. Так, к его сети должно добавиться свыше 10 тыс. новых точек присутствия, что означает охват практически всех городов Украины. Значительно улучшатся позиции в сегменте FTTB-доступа. У объединенной структуры уже сейчас насчитывается порядка 200 тыс. абонентов этой услуги, и их количество определенно возрастет. По словам Игоря Литовченко, именно развитие сети фиксированной связи (в основном – доступа в Интернет) станет главным приоритетом компании. Для повышения привлекательности она намерена инвестировать и в сопутствующие медиасервисы, к примеру IPTV.

GSM-сети «Киевстар» и «УРС» будут технически объединены, уникальные узлы и площадки Beeline включат в инфраструктуру «Киевстар», дублирующие – демонтируют и по возможности используют для усиления сети там, где это требуется. В общем, технические и частотные ресурсы «УРС» позволят объединенной компании значительно облегчить задачу радиопланирования, что должно способствовать улучшению качества сотовой связи.

Пожалуй, наиболее болезненный для рынка аспект заключается в слиянии команд обоих операторов. Игорь Литовченко подтвердил, что придется расстаться примерно с 1000 сотрудников (сейчас их 4500 в «Киевстаре» и 2000 – в «УРС», а для работы в объединенной компании требуется 5300 человек). Из этого числа 40% придется на штат технической дирекции, 20% на отдел маркетинга. Влияние такого сокращения на соответствующие сегменты рынка труда вызывает серьезные опасения экспертов, правда, оно может быть смягчено тем, что оптимизация будет не одномоментной, а продлится до 2013 г. 21 октября общественности был представлен топ-менеджмент объединенной компании. Как оказалось, он состоит в основном из нынешней команды «Киевстара». Главой остается Игорь Литовченко, пост директора по маркетингу занимает Тарас Пархоменко (в его подразделении за потребительский рынок будет отвечать Виталий Ворожбит, а за корпоративный – Андрей Милиневский, единственный представитель руководства «УРС»), технического директора – Кьярсти Виклунд, финансового – Эндрю Симмонс, директора по персоналу – Елена Кропивянская. Руководителем департамента по регуляторно-правовому обеспечению остается Андрей Осадчук, а по связям с общественностью – Жанна Ревнова.

Что нас ждет в итоге?

Как видим, слияние больше похоже на поглощение «УРС» «Киевстаром», который де-факто обзаводится мощной фиксированной составляющей. Компания получает возможность резко ускорить развитие в том направлении, в котором изначально и планировала – в создании лидирующего на украинском рынке мультисервисного телекоммуникационного оператора, способного предоставить абоненту весь спектр услуг из одних рук. Игорь Литовченко заявляет, что объединение позволяет «сэкономить» два года развития: цели, запланированные на 2015 г., будут достигнуты уже к концу 2013 г. «Киевстар» намерен развивать и технологии мобильной связи – активно бороться за лицензию на UMTS, а в случае принятия закона о технологической нейтральности – участвовать в реструктуризации частотных диапазонов с другими операторами и запускать на полученных ресурсах услуги UMTS или LTE.

Многие опасаются, что данное объединение означает монополизацию телеком-рынка Украины, повышение стоимости услуг для конечного потребителя, торможение развития и выкачивание денежных ресурсов для финансирования глобальных проектов VimpelCom. Однако конкурентная ситуация на отечественном рынке весьма сложна и с грядущей приватизацией «Укртелекома» не упростится. Остальным игрокам доступно достаточно механизмов, позволяющих формировать выгодные альтернативные предложения для абонентов. Это означает, что бизнес-единица «Украина» будет вынуждена оставаться «в тонусе» в отношении как технологий, так и тарифной политики, и застой нам, по всей видимости, не грозит.