+33 голоса |
Давайте рассмотрим практический пример роботизации одного из самых распространённых бекофисных бизнес-процессов: сведения остатков/расхождений (reconciliation).
В качестве средства программной роботизации будет использована RPA платформа компании UiPath.
Задача
Итак, предположим, что нам необходимо свести остатки/расхождения по транзакциям определенного банкомата. При этом в качестве источников данных у нас выступают АБС (автоматизированная банковская система, core bank system) и учетная система процессинга.
Из АБС получаем набор данных по транзакциям:
-
дата/время транзакции;
-
идентификатор устройства;
-
сумма транзакции;
-
статус транзакции (успешная или нет).
Из процессинга получаем информацию о цикле:
-
время загрузки кассеты;
-
загруженная сумма;
-
время выгрузки кассеты;
-
выгруженная сумма.
Цель: для конкретного банкомата за определенный цикл загрузки/выгрузки определить, совпадает ли сумма транзакций с разницей между загруженной и выгруженной суммами. Подготовленный отчет за цикл отправить почтой ответственному сотруднику.
Исходные данные
Создадим два файла с произвольными данными (Processing.xlsx и CoreBanking.xlsx), похожими на реальные значения. Для этого используем MS Excel и функцию «RANDBETWEEN». Полученные файлы будут имитировать данные, импортированные из учетных систем банка и процессинга. Для более полной демонстрации возможностей робота файлы с данными разместим на FTP сервере.
Метод решения
Для решения задачи нам, очевидно, нужно получить из файла процессинга время начала и окончания цикла, то есть время загрузки и выгрузки кассеты и сумму, которая была выдана из кассеты. Затем выбрать все успешные транзакции за тот же период из файла АБС, просуммировать их и сравнить с суммой, выданной из кассеты. Наиболее простым способом видится применение MS Excel. И первый метод автоматизации именно так и реализован: робот выполняет действия, которые производил бы человек, решая задачу сведения остатков с помощью MS Excel.
Ниже представлен видеоролик, демонстрирующий исходные данные, запуск робота и собственно действия робота по процессу:
-
получение файлов данных с FTP сервера;
-
обработка данных в MS Excel;
-
формирование отчета о полученных результатах сверки и отправка отчета электронной почтой.
Видеоролик наглядно показывает, что скорость выполнения операций роботом в несколько раз быстрее по сравнению с действиями сотрудника бекофиса. А если мы масштабируем задачу до реальной сети банкоматов крупного украинского банка (несколько тысяч устройств), то станет понятно, что применение роботов может экономить сотни человеко-часов трудозатрат и высвобождать сотрудников под более важные задачи. Но и это не предел возможностей технологии RPA. Дело в том, что все продемонстрированные операции были выполнены на уровне интерфейса приложений (MS Internet Explorer, MS Excel, MS Outlook) только для того, чтобы вы понимали, что именно делает робот и в какой последовательности. В реальном проекте все эти действия робот может делать в фоне. Тогда реализация нашего тестового бизнес-процесса будет выглядеть так:
Как видно из видеоролика, итогом работы программного робота в обоих случаях является отчет с результатами сверки, отправленный по электронной почте.
В реализации данного тестового бизнес-процесса можно отметить все ключевые преимущества применения технологии RPA:
-
Неизменность ИТ ландшафта: для автоматизации существующие бизнес-системы ни модифицировалась и не интегрировались с третьими системами.
-
Скорость внедрения: разработка робота под подобную задачу занимает считанные дни.
-
Роботизация первого же процесса дает ясный результат: экономию времени и высвобождение сотрудников под задачи с большей добавленной стоимостью.
В заключение стоит сказать, что возможности RPA значительно шире автоматизации тех операций, которые были представлены в данной тестовой задаче. В следующих постах рассмотрим еще несколько реализаций наиболее типовых сценариев использования программных роботов.
Robotic Process Automation. Часть 6: Распространённые ошибки начального этапа проектов
Ready, set, buy! Посібник для початківців - як придбати Copilot для Microsoft 365
+33 голоса |
Сразу признаюсь, я далек от бизнес-процессов банковской системы, и возможно в банках это норма. Но вот мне кажется, что сведение баланса когда он уже есть в системе (АБС и учетная система) делать методом вывода в excel запись на фтп и потом его чтения... ну немного странные процессы, даже для примера.
В общем случае задача лежит на уровне интеграторов или в крайнем случае сервисных инженеров (или даже программистов).
Можно конечно и так, решить эту задача. В данном случае хватило бы даже написать макрос для Excel-я, но это же не энтерпрайзно :)
Вы правы, именно математический расчет остатков можно выполнить макросом. Но есть еще задача выгрузить исходные данные из целевых систем, если есть расхождения их надо направить на расследование и т.д. Роботизация позволяет автоматизировать эти ручные процессы. Макросы не позволяют.
Делать интеграцию систем тоже не всегда имеет смысл. Иногда это дорого и долго, иногда просто невозможно (если это legacy системы).
Данный материал не призывает сводить остатки так, как это реализовано. Это демонстрация малой части возможностей технологии.
И да, это реальный кейс из банковской системы, который на сегодня делают ручками.